12+
скала Три Брата, хребет Кваркуш
Вид с реки Вишера на Камень Говорливый
Официальный сайт
Красновишерский городской округ

Разъяснение законов

17.06.2019 / Обязанности специализированных подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных правонарушений

Правовую основу ограничивающих аспектов профессиональной деятельности государственных служащих территориальных подразделений федеральных органов власти, субъекта Российской Федерации, муниципальных служащих и работников организаций, созданных для выполнения отдельных функций органов государственной власти, направленных на минимизацию коррупционных проявлений, составляют Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон №273-ФЗ), соответствующие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) названных лиц, а также основания и порядок применения к ним установленных мер юридической ответственности.

В ходе осуществления органами прокуратуры Челябинской области надзорных полномочий в сфере противодействия коррупции выявленные нарушения, как правило делятся на два блока: 1) нарушения допускаемые лицами, обязанными соблюдать установленные антикоррупционные стандарты; 2) нарушения в деятельности подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных правонарушений.

При этом, значительное число нарушений первого блока могло быть предотвращено при надлежащей организации работы подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных правонарушений.

Практика прокурорского надзора показала, что для осуществления работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в ряде государственных органов созданы подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, в других – данная работа возложена на конкретных работников кадровой службы.

Несмотря на то, что создание подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений (или определение должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) предусмотрено пунктами 3, 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», а в пункте 3 данного Указа перечислены функции таких подразделений, в ходе реализации надзорных полномочий выявлены случаи дублирования ряда функций, осуществляемых подразделениями по профилактике коррупционных правонарушений и кадровыми подразделениями, в то же время, отдельные обязательные функции не предусмотрены в положениях, регламентирующих деятельность данных подразделений.

Кроме того, имели место случаи, когда приказом руководителя государственный служащий, определялся лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, однако выполнение им таких функций не было отражено в соответствующих правовых актах органа исполнительной власти (должностном регламенте, положении о структурном подразделении, в котором данное лицо проходит государственную службу).

Следует иметь ввиду, что Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» утверждено Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушени

Возвращаясь к вопросу о функциях специализированного подразделения (должностного лица) следует отметить, что круг их широк и разнообразен: проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатами на замещение вакантных должностей соответствующей службы, работа с уведомлениями о склонении к совершению коррупционных правонарушений, уведомлениями о конфликте интересов (его возможности) при исполнении должностных обязанностей, уведомлениями о получении подарка, организация и проведение проверочных мероприятий исполнения обязанности предоставлять полные и достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не иметь счетов за рубежом и не пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обеспечение работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и др.

В связи с указанным руководителю (органа исполнительной власти, организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед государственным органом) необходимо систематически контролировать актуализацию локальных правовых актов по вопросам профилактики коррупции в органе, деятельности должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и составов соответствующих комиссий. В противном случае, это может повлечь незаконность принимаемых, например, нелегитимной комиссией, решений.

Вместе с тем, эффективность подразделений (должностных лиц) ответственных за профилактику коррупционных правонарушений в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственным органом зависит от наличия правовых актов, которыми, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», установлены перечни должностей, замещение которых соответствующими лицами влечет возложение на них антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов. При этом, выявлялись случаи когда обязанность, установленная согласно названному постановлению Правительства Российской Федерации, трансформировалась в право работника исполнять (либо игнорировать) такие обязанности.

Таким образом, надлежащая организация работы подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, систематический и своевременный ведомственный контроль, создают надлежащие условия исполнения обязанными лицами антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, способствуют неукоснительному исполнению требований законодательства о противодействии коррупции.

Назад

Яндекс.Метрика